Принципы андрагогики в онлайн обучении взрослых
Принципы андрагогики в онлайн обучении взрослых
Андрагогика — раздел теории обучения, который изучает и раскрывает особенности получения новых знаний и навыков взрослыми. Термин происходит от греческих слов «ἀνήρ» (человек, мужчина) и «ἄγειν» (вести, сопровождать). Это то же самое, что педагогика, только для взрослых.
Впервые термин ввёл немецкий педагог Александр Капп еще в начале XIX века, но создателем этой науки считается американец Малколм Ноулз. Также в ее развитие внесли большой вклад Джек Мезиров и Джон Хеншке, которые разработали теорию обучения взрослых и предложили практические инструменты для её реализации на практике.
Существование андрагогики обусловлено тем, что взрослые в обучении менее пластичны, поэтому хуже усваивают новую информацию — им сложнее учиться, чем детям. Но если использовать особый подход и применять специальные методы, эффективность обучения будет очень высокой.
Спрос на андрагогику сильно возрос в последнее время. Это обусловлено спецификой современной профессиональной деятельности и рынка труда, которая требует от специалиста постоянно учиться чему-то новому.
Методы андрагогики
В 1984 году американский педагог и исследователь обобщил наработки в области андрагогики и изложил их кратко и лаконично. Согласно его позиции, взрослых надо учить тому, что может пригодиться им в решении повседневных или профессиональных задач, а само обучение должно быть основано на практике и ориентироваться на конкретные проблемы. Именно на этих заключениях и построены методы андрагогики. Вот они:
- Активный. В данном случае преподаватель передает обучаемым определенную информацию и при этом вызывает их на диалог, тем самым стимулируя принять непосредственное участие в процессе обучения. В качестве примера можно привести кейсы, дидактические игры.
- Интерактивный. Это более классический метод обучения, который предполагает тесный контакт студентов и преподавателя, который вовлекает обучающихся в процесс занятия, но при этом организует и регулирует его. Примеры — дебаты, круглый стол, семинар.
До настоящего времени в андрагогике отдается предпочтение методам, которые подразумевают, что преподаватель выполняет функцию фасилитатора (от английского «facilitate» — «способствовать»), то есть человека, который в ходе групповой коммуникации дает обучаемым материал для обучения, направляет их к итоговой цели, но при этом основную роль отводит их самостоятельной работе.
Принципы андрагогики для онлайн-обучения взрослых
Вот несколько принципов андрагокики, которые применяются при онлайн-обучении для взрослых:
- Приоритет самостоятельной подготовки. В отличие от детей, взрослые занимаются осознанно и могут освоить большую часть материала без наставника. Поэтому преподаватель дает им только общее направление и контролирует процесс обучения в целом, всё остальное они изучают сами.
- Элективность. Этим термином обозначают свободу выбора. Её можно рассматривать с двух сторон: во-первых, взрослый занимается по своей инициативе, абсолютно добровольно, во-вторых, сам решает, на каких именно знаниях и навыках сделать акцент в ходе обучения и чему уделить больше внимания.
- Актуализация результатов. Она подразумевает скорейшее использование полученных в ходе учебы знаний и навыков в профессиональной или иной деятельности. Проще говоря, взрослый ученик стремится как можно быстрее применить на практике то, чему он научился.
- Рефлективность. Этим термином обозначают осознанное отношение к процессу обучения. Взрослый ученик знает, зачем он учится и какой результат ему нужен, что далеко не всегда можно сказать о детях.
- Использование положительного опыта. У взрослых, в отличие от детей, есть определенный багаж положительного жизненного опыта. Многое из него они могут использовать в ходе обучения, а также в дальнейшем при реализации полученных знаний и навыков на практике.
Последователи взглядов Джона Хеншке также выделяют принцип развития обучающегося и его преобразования по завершении процесса обучения.
Сегодня эти принципы применяют как платные, так и бесплатные платформы для дистанционного обучения, которые в последнее время обрели большую популярность.
Книги по андрагогике
Основа литературы по андрагогике — это книги признанных классиков этой науки. Но есть и достойные произведения более поздних исследователей. Разберем некоторых из них.
Малколм Ноулз
Этот американский педагог написал труд, ставший фундаментом современной андрагогики — «The Adult Learner». В нем он излагает свое видение обучения взрослых, принципы и методы, которые следует во время него использовать. Если вы хотите разобраться, что такое андрагогика и начать пользоваться ее наработками на практике, данная книга обязательна к почтению.
К сожалению, на сегодняшний день у «The Adult Learner» и других трудов Ноулза нет хороших русских переводов, поэтому для знакомства с ними нужно хорошо читать по-английски.
Джон Хеншке
Джон Хеншке выработал собственную теорию преобразующего обучения, которая основана на наработках Ноулза, пропущенных сквозь призму идей Фрейда и Сартра. Согласно ей, обучающийся взрослый человек учиться новому потому, что подсознательно ощущает некий недостаток в себе — это и является основной движущей силой, толкающей к получению новых знаний и навыков. Концепция изложена в фундаментальном труде исследователя «Transformative Dimensions of Adult Learning». Она находит свое развитие в книгах «Learning as transformation: Critical Perspectives on a theory in Progress» и «Transformative Learning in Practice: Insights from Community».
Произведения Хеншке также практически не переведены на русский, поэтому для их прочтения понадобится знание английского языка.
Ирина Колесникова
Ирина Колесникова — российский педагог, под редакцией которой вышла книга «Основы андрагогики». Она подойдет тем, кто не хочет вникать в серьезную разработку теории и практики Ноулза или философские выводы Хеншке. Книга предлагает сжатое, но и информативное изложение основных положений, принципов, методов андралогии и прекрасно подойдет, как вводная. Она поможет разобраться с базисом, терминами и затем перейти к изучению более сложного материала по теме.
Уильям А. Дрейвс
Уильям А. Дрейвс — теоретик и практик андрагогики, который начал работу в этой области примерно в одно время с Ноулзом. Во многом он воспроизводит его принципы и методы, но преподносит их более простым языком, за счёт чего его книги подойдут тем, кто не хочет глубоко вникать в теорию, а желает сразу применить полученные знания на практике.
Одна из книг Дрейвса, заслуживающих внимание — «How To Teach Adults». Это практическое руководство, которое стало бестселлером на американском рынке. К сожалению, книга так и не переведена на русский.
Сейчас Дрейвс изучает дистанционное обучение и выпустил несколько книг о нем. Одна из них — «Продвинутое преподавание онлайн», вышедшая в 2013 году. Этот труд полностью раскрывает особенности интернет-обучения для взрослых. Важно, что он переведен на русский.
Сергей Змеёв
Российский исследователь написал книгу «Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых». Это краткое прикладное пособие, которое дает основы теории, но упор делает на практику, поэтому поможет преподавателям.