Жёлтый малыш - оскорбительный комикс и "отец" жёлтой прессы

Персонаж Мики Дьюган, более известный под прозвищем Желтый малыш из-за цвета своей сорочки, впервые появился в 1895 году на страницах набиравшей популярность газеты «New York World» газетного магната Дж.Пулицера. Серия коротких сюжетных зарисовок Ричарда Ф. Ауткольта стала первым цветным комиксом, доступным массовому читателю.

Истории #пресса #жёлтый малыш #жёлтая пресса

Жёлтый малыш - дитя окраины

Графические фичеры рассказывали забавные истории о жизни незатейливого малыша из трущоб. Лопоухий мальчик попадал в комичные ситуации и отпускал остроумные саркастичные комментарии относительно событий и героев. Речь малыша имитировала сленг малограмотных жителей нищих городских районов. Реплики персонажей при кажущейся простоте были неоднозначными, построенными на игре слов и провокативном подтексте.

Для общения с читателем Р. Ауткольт одним из первых начал использовать в графических рассказах пузыри-филактеры, позаимствованные им из популярных в начале XIX века американских политических карикатур. Кроме того, желтый малыш – первый комиксовый герой, преодолевший четвертую стену. Реплики Мики Дьюгана, написанные на подоле его яркой рубахи, обращались напрямую к читателю, с вопросом или шутливым восклицанием, вовлекая его в диалог.

Остроумный малыш в огромной желтой рубахе не был исключительным плодом фантазии иллюстратора «New York World». Мальчишка с бритой головой, чтобы не заводились вши, и в одежде с чужого плеча, доставшейся от старших братьев и сестер, был типичным жителем американских трущоб. Необразованные, но предприимчивые дети иммигрантов, болтающиеся без присмотра взрослых, составляли подавляющую долю обитателей окраин Нью-Йорка. Именно благодаря характеру персонажа и незамысловатому сюжету комикс быстро завоевал любовь массового читателя.

Война за жёлтого малыша

Сатирические зарисовки пулицеровского «New York World» хотя и были выполнены в примитивной стилистике, затрагивали острые темы социального неравенства, высмеивали лживых политиков и праздных богачей. Продажи газеты быстро возрастали. Некогда малотиражное издание, ориентированное на среднестатистического американца, оказалось на пике популярности.

Возросшая известность не оставила газету без внимания конкурентов. Спустя 2 года после выхода первого комикса о Желтом малыше, бывший сотрудник и ученик Дж. Пулицера, У.Херст - владелец малотиражной «New York Journal American» - решает перекупить значительную часть сотрудников «New York World», в том числе автора скандального комикса, в свою газету. На страницах «NYJA» Р. Ауткольт продолжает публиковать серию полюбившихся графических рассказов о мальчике в желтой сорочке.

Однако с уходом создателя «Hogan's Alley» Дж. Пулицер не останавливает работу над популярным комиксом и нанимает другого художника для создания графических рассказов. В конечном итоге споры о праве на публикацию историй о незатейливом мальчике стали причиной многократных юридических разбирательств, окончательным решением которых оба газетных владельца остались не удовлетворены.

Право на публикацию серии «Hogan's Alley» осталось за принадлежащим Дж. Пулицеру «New York World», а У.Херст получил возможность издавать свой комикс под названием «The Yellow Kid». В результате, на протяжении нескольких последующих лет комиксы о желтом малыше выпускались на страницах двух газет параллельно.

Рождение жёлтой прессы

Разразившаяся война между медиамагнатами изменила сам принцип журналистской работы. В погоне за массовым читателем издания использовали скандальные и шокирующие материалы, сплетни и слухи. А владелец «NYJA» не гнушался и созданием поводов для громких новостей. Полосы, отведенные для публикации зарисовок о жизни Желтого малыша, становились все объемнее.

Оба одноцентовых издания, рассчитанные на массового читателя, стали ассоциироваться с популярным образом лопоухого малыша в яркой безразмерной рубахе. И однажды, с подачи главного редактора влиятельного New York Press, стилистика обеих газет получила звание «журналистики желтого малыша». Со временем прозвище сократилось до желтой журналистики.

Отношение к комиксу с момента его первого появления было неоднозначным. Популярный у обычных американцев, он вызывал негодование критиков и литературной интеллигенции. У первых графический рассказ, опубликованный на страницах пусть и грошевой газеты, вызвал взрыв возмущения. В репликах персонажей, сочетавших сленг и неграмотную речь, усматривали угрозу англо-саксонской словесности и более того, самой «цивилизации».

На страницах Atlantic Monthly о комиксе отзывались как о «национальном позоре». Лишенный морализаторства Желтый малыш, центральным персонажем которого был ребёнок из низов, возмутил покой и женского литературного сообщества. Издания обвиняли в «преступлениях против детей» и безнравственности. Однако, несмотря на нападки со стороны критиков, комикс издавался вплоть до 1935 года и породил множество подражаний по всему миру. На сегодняшний день Желтого малыша считают отцом жанра графического романа, да и в целом всей американской комиксовой культуры.

Комментарии
Последние статьи