Советский шаропоезд: без колёс и рельс

Ещё в 30-х годах прошлого века советская транспортная индустрия имела готовый рабочий макет отечественного монорельсового поезда, способного развить такую же скорость. Однако перспективный проект оказался благополучно похороненным в пыльных архивах транспортных и финансовых комитетов.

Истории #СССР #технологии #поезд

Советский шаропоезд — «Сапсан» начала XX века

Футуристическая мечта о сверхскоростном железнодорожном транспорте для России стала явью недавно. Первый высокоскоростной электропоезд в качестве регулярного рейса был запущен менее десяти лет назад. Знаменитый Сапсан, разработанный немецким концерном Siemens специально для России, соединяет с 2015 года Москву и Санкт-Петербург и способен развивать скорость до 300 км/ч.

В 1929 году молодой лаборант московского инженерного ВУЗа Николай Ярмольчук предложил проект альтернативного магистрального электромоторного транспорта. Замысел конструктора предполагал создание поезда, который бы перемещался по бетонному желобу при помощи огромных шарообразных колес расположенных в передней и задней частях вагонов. Обтекаемая форма вагонов, стабилизация за счет центробежной силы, отсутствие межрельсовых пролетов и прорезиненная поверхность колес обеспечивали конструкции плавный равномерный ход и позволили бы в разы увеличить скорость наземного транспорта.

Поезд-неваляшка и советский гироскоп

Проект шароэлектролоткового поезда (ШЭЛТ), а именно под таким названием был принят к разработке новый тип транспорта, вероятно так и остался формальной инженерной идеей на бумаге. Но по удачному стечению обстоятельств создание ШЭЛТ совпало с периодом активной индустриализации СССР, продиктованной стремлением «догнать и обогнать» капиталистический Запад. Поэтому идея создания первого в мире сверхскоростного массового транспорта выглядела невероятно привлекательной. В 1931г. чертежи советского шаропоезда были переданы В.Куйбышеву, который был впечатлен оригинальной конструкцией.

К этому моменту уже был запущен уменьшенный экспериментальный образец. Вагон шестиметровой длины (в пять раз меньшей оригинальной конструкции) двигался по специально сконструированной кольцевой деревянной магистрали, развивая при этом скорость до 70-80 км/ч. Внутри поезда даже умещались два человека. По признанию первых испытателей шаропоезд действительно двигался очень плавно и при поворотах наклонялся подобно велосипеду, а затем свободно возвращался в исходное положение.

Такую траекторию движения обеспечивала необычная конструкция гироскопических колес. Электромотор, обеспечивающий движение, располагался ниже оси вращения, благодаря чему колеса-шароиды самостоятельно возвращались в вертикальное положение. На идею уникальной гироскопической системы конструктора вдохновила популярная у советских детей неваляшка. Даже сам вагон электропоезда имел в первоначальном варианте форму шара как и кукла «Ванька-Встанька», и лишь к концу 20-х годов приобрел более привычные вытянутые очертания.

Производственный ад шарового поезда

В итоге испытания действующей модели были настолько многообещающими, что в 1933-м году при поддержке наркома Валериана Куйбышева Народный комиссариат путей сообщения утвердил проект строительства опытной магистрали Москва-Ногинск. Предполагалось выполнить опытный образец в масштабе 1:2. Шаровой электропоезд высотой около двух метров должен был развивать скорость до 180 км/ч и везти около 82 пассажиров. Была построена опытная станция и организовано специализированное бюро для реализации проекта. Но на этом везение проекта закончилось.

В 1934 году транспорт будущего попал в производственный ад. Советская экономика не способна была “потянуть” столь дорогостоящий проект. Не было производственных баз ни для сборки локомотивов сложной конструкции, ни для отлива громоздких бетонных лотков. В результате транспортный комиссариат признает проект невыгодным, а железнодорожный транспорт – не исчерпавшим свои возможности. К тому же инженерам так и не удалось решить проблему обледенения путей. Последним гвоздиком в крышке бюрократического гроба ШЭЛТ стал арест в 1937 году главы бюро по созданию шаропоезда Николая Ярмольчука. И об изобретении надолго забыли.

Спустя 40 лет конструктор попытался реанимировать своё детище и даже предложил разработку Алексею Косыгину, но затея так и не закончилась успехом. Некоторые наработки Ярмольчука все же нашли себе место в железнодорожной отрасли: лоточные рельсы для поездов на воздушной подушке, аэротормоза и змеистая обтекаемая форма в конструкции высокоскоростных локомотивов. Но мечте о скоростных лоточных магистралях по всему земному шару, или хотя бы от Москвы до Иркутска, так и не суждено будет сбыться.

Комментарии
Последние статьи